//Охота со спаниэлем

Охота со спаниэлем

П.Ф. Пупышев
1957

Подготовка спаниеля к охоте

часть 1
Подготовка спаниеля к охоте — это комплекс мероприятий, состоящий из предварительной̆ домашней̆ дрессировки, дрессировки в поле (более сложной̆), натаски по дичи и постоянного наблюдения за собакой̆ во время охоты.
Первоначальная домашняя дрессировка спаниеля начинается примерно с двух- трехмесячного возраста. Прежде всего надо приучить щенка прибегать по свистку к хозяину. Этот условный̆ рефлекс, как и многие другие, быстрее можно выработать с помощью пищевого безусловного рефлекса. 
Дрессировщик подает частые и короткие сигналы свистком и, как только щенок обратит на них внимание, подвигает к нему миску с едой̆. После двух-трех таких уроков щенок правильно реагирует на свисток. 
Усложняя прием, дрессировщик пользуется свистком во время прогулок с собакой̆, награждая ее лакомым кусочком, когда она подбегает к нему. На этом этапе дрессировки не следует подавать сигнала, если щенок чем-то очень увлечен (например, нашел валяющуюся косточку). Может случиться, что он не выполнит требования хозяина, а это очень вредно отразится на последующем обучении собаки. В дальнейшем каждый̆ раз после подачи сигнала свистком надо произнести команду «Ко мне!». Таким образом, щенок усвоит значение и свистка, и этой̆ команды. Однако в поле и во время охоты надо преимущественно пользоваться свистком. 
Не надо забывать, что «собака поймет» еще не значит, что «собака всегда выполнит». Поэтому закрепление всякого условного рефлекса требует постоянного повторения приема. За четкое исполнение собака поощряется сначала лакомым кусочком, потом ласковым словом и оглаживанием. Никогда не следует обижать явившуюся по свистку или по приказанию молодую собаку. 
Показателен такой пример: один охотник выгуливал щенка спаниель перед уходом на работу и по возвращении вечером. Щенок весь день сидел на привязи дома. Обучив щенка являться на свисток, охотник не имел потом ни времени, ни терпения для повторения приема. Выпущенный во двор щенок начинал играть и резвиться, а охотник, не давая ему набегаться, свистел, брал его на поводок, тащил домой и сажал на привязь. Естественно, молодая собака, заслышав свисток, стала делать наоборот: убегать от хозяина. Другой охотник, который впоследствии купил этого щенка в восьмимесячном возрасте, вынужден был начать обучение заново, заменив свисток командой. 
С трех-четырехмесячного возраста надо приучать щенка выполнять команду «Лежать!» (или «Даун!»). Явившемуся по свистку щенку охотник не дает сразу корм, а командует «Лежать!» и, одновременно негрубо надавливая ладонью щенку на спину, заставляет его лечь. Выдержав щенка в таком положении несколько секунд, дрессировщик командует «Возьми!» и подвигает миску с кормом. Эти выдержки перед кормом постелен-) но удлиняются. Одновременно с командой «Лежать!» резко поднимают вверх правую руку, а с командой «Возьми!» правой рукой показывают в направлении пищи. Когда щенок твердо усвоит значение этих команд и сигналов, можно переходить к его тренировке и без корма, но обязательно каждый раз поощряя лакомым кусочком. 
В первом периоде обучения команду «Лежать!» не следует подавать в то время, когда щенок чем-либо увлечен: он может ее не выполнить. Между тем, этот прием является одним из важнейших, без усвоения его с горячим спаниэлем охотиться будет трудно. 
В дальнейшем выполнение этого приема постепенно закрепляется на прогулках, при дрессировке в поле и натаске. Не всегда удается быстро научить щенка выполнять команду «Нельзя!» во время прогулок, на расстоянии от охотника. В этом случае, не прибегая к шнуру, можно опять воспользоваться хиной. Если щенок, несмотря на приказание «Нельзя!», все же схватит посыпанный хиной кусочек мяса, надо подойти и строго повторить: «Нельзя!». В этом случае недовольный тон дрессировщика и горькое неприятное ощущение во рту от хины как нельзя лучше помогут собаке усвоить команду. Последнее, чему надо научить молодую собаку в первом периоде, это исполнению команды «Подай!» 
Здесь мы сразу должны предупредить читателей, что с обучением щенка подаче спешить не следует, так как это самый трудный и самый необходимый для спаниель прием. Охота со спаниэлем, отказывающимся подавать убитую птицу, наполовину теряет свой смысл. Кроме того, такая собака никогда не будет классной, так как без подачи птицы она не получит полевого диплома и не может быть включена секцией кровного собаководства в план вязок. 
Обучение подаче первоначально ведется в период домашней дрессировки и продолжается в более сложных условиях в поле и во время натаски по дичи. 
Сначала от молодого четырех-пятимесячного щенка охотник должен добиться усвоения команды «Подай!». И, если щенок будет приносить какой-либо мягкий предмет, брошенный на 3—5 м, этого будет достаточно. 
В качестве поноски лучше всего использовать связку из нескольких крыльев дикой птицы (утки, вальдшнепа и т. п.). Собака сразу приучается брать в рот перья, что очень важно, так как собаки, научившиеся подавать всякие деревяшки, впоследствии часто отказываются брать 
В рот убитую птицу. В крайнем случае, если нет крыльев, первоначальное обучение можно проводить на связке тряпок. Выполнение команды «Подай!» обязательно должно поощряться оглаживанием и лакомым кусочком. 
Охотник, играя со щенком, дает ему обнюхать поноску, после чего бросает ее рядом с собою. Если щенок не берет поноску, ее следует пошевелить (подтолкнуть) ногой или палкой. Щенок обязательно схватит шевелящийся предмет и начнет с ним бегать и играть. В это время трогать его не следует. Когда щенок наиграется и оставит поноску, надо обождать некоторое время, чтобы щенок отдохнул, и снова, показав ему поноску, бросить ее уже на несколько метров от себя.
Когда щенок схватит уже известный ему предмет, хозяин подает сигнал свистком. Щенок обычно подбегает с поноской в зубах. В это время хозяин правой рукой подносит к носу щенка кусочек мяса и одновременно левой рукой подхватывает брошенную поноску. После многих повторений этого упражнения дома и в поле у собаки выработается условный рефлекс — выбрасывать изо рта принесенный предмет, как только хозяин протянет к нему руку. 
При обучении подаче пользоваться свистком следует только в самом начале, заменив его потом командой «Подай!». Совершенствуя выполнение щенком этого приема, надо перейти к занятиям на дворе, увеличивая постепенно дальность заброса. При этом надо обязательно соблюдать следующее: все время пользоваться одной и той же поноской; проводить занятия в такое время и в таком месте, где никто и ничто не отвлекает внимания щенка; не надоедать щенку частым повторением приема, помня, что отказ собаки подать поноску принесет гораздо больше вреда, чем все предшествующее обучение пользы; никогда не отнимать у щенка поноску, а тем более не гоняться за ним для того, чтобы ее отобрать. 
Когда щенок научится подавать, после броска поноски надо сделать некоторую выдержку до команды «Подай!», удерживая щенка возле себя. 
Вспоминается один случай, когда спаниель был испорчен неправильным поведением охотника. Бросив щенку любимую игрушку, охотник не подозвал его к себе, а начал сам за ним бегать и затем отнял игрушку. После этого щенок стал убегать с поноской от хозяина. На охоте, когда собака подросла, она кидалась в воду за убитой уткой, но старалась уплыть с нею подальше от охотника и часто — на противоположный берег. Сами понимаете, что пользы от такой работы спаниель было мало. 
Дрессировка в поле проводится на таком участке, где нет никакой птицы и где щенка ничто не отвлекает. В это время его обучают исполнению более сложных приемов и команд. 
Надо научить щенка ходить у левой ноги хозяина. Дрессировщик показывает собаке кусочек мяса и кладет его в левый карман. Взяв собаку на поводок и подав команду «Рядом!», он начинает движение. Подняв голову и прихватывая запах мяса, щенок обычно охотно идет рядом. Если собака станет тянуть вперед, дрессировщик повторяет команду «Рядом!», негрубо одергивает за поводок и снова показывает лакомство. 
Пройдя несколько десятков метров, лакомый кусочек надо отдать собаке, поощряя ее. 
Если щенок горяч и упрям, можно применить круглый ошейник-удавку, тогда малейшее натяжение поводка сдавливает щенку горло и он, приноравливается к шагу хозяина. Дергать за поводок не следует, иначе собака будет запугана и станет ходить, поджав хвост, сзади хозяина, что очень невыгодно как на охоте, так и во время полевых испытаний. 
Когда молодая собака твердо усвоит значение команды «Рядом!», дрессировщик приучает ее ходить у ноги без поводка. Это достигается, как правило, довольно легко. Сложнее научить собаку продолжать лежать, когда охотник уходит. 
Выйдя на участок, где намечены занятия, охотник приказывает собаке лежать, а сам отходит, наблюдая за ней. Всякие попытки собаки вскочить пресекаются строго произнесенной командой с одновременным поднятием правой руки. Сначала надо отойти от собаки на пять-восемь шагов, увеличивая потом это расстояние. 
Когда это усвоено собакой, охотник добивается того, чтобы собака выполняла приказ лежать словом или жестом, отданным на расстоянии. Первоначально команда «Лежать!» и сигнал рукой подаются в нескольких шагах от собаки, впоследствии расстояние увеличивается примерно до 50 м. Собака, твердо усвоившая команду «Лежать!» во время домашней дрессировки, сравнительно быстро понимает, что от нее хотят. После каждого выполнения собакой этого приема охотник подходит к ней, оглаживает ее, 
поощряет лакомством и только после этого пускает снова вперед. Такая последовательность обучения вырабатывает у собаки новый условный рефлекс: лежать и ждать приближения хозяина, что на охоте как раз очень выгодно. 
Обучение исполнению команды «Вперед!» производится просто. Молодой собаке, выполняющей команду «Лежать!», самой не терпится броситься вперед. Одновременно с командой охотник делает резкий взмах рукой. Чтобы закрепить этот прием, надо всегда пользоваться одной и той же командой и взмахом руки, даже тогда, когда вы спускаете собаку с поводка для прогулки. 
Обучение спаниеля выполнению команды «Ищи!» смысла не имеет, так как пущенный вперед спаниель всегда ищет, это у него в природе. 
Каждый̆ раз с выходом в поле надо тренировать собаку в исполнении усвоенных ранее команд и сигналов, подаваемых на расстоянии («Нельзя!» и «Ко мне!»), добиваясь четкого, мгновенного их исполнения и не забывая каждый̆ раз поощрить собаку лакомым кусочком. Как видит читатель, лакомых кусочков должно быть довольно много. В начале обучения лучше брать с собою маленькие кусочки мяса, плавленого сыра, сахара. Позже подобные «деликатесы» уже будут не нужны, и их вполне можно заменить сухарями или кусками хлеба. Надо помнить, что перед уроком дрессировки кормить собаку досыта не следует. 
С первых же выходов в поле нужно обучать молодого спаниеля поиску «челноком». Охотник пускает собаку вперед и, как только она отбежит от него на 30— 40 м, изменяет направление своего движения примерно на 90°. Если щенок не смотрит на охотника, надо подать негромкий̆ протяжный̆ свисток. Собака обязательно остановится и поглядит на хозяина. Тогда охотник изменяет направление своего движения с одновременным показом рукой̆ нового направления. Поступая таким образом, дрессировщик всегда добьется отработки у собаки четкого «челнока». Однако следует предупредить, что за несколько занятий ничего не сделаешь. Поиск «челноком» отрабатывается длительное время, во всяком случае в продолжение дрессировки в поле, при натаске по дичи и при охоте с собакой̆, по крайней̆ мере в первое поле. Кроме того, частые повороты охотника приучают спаниель почаще поглядывать на хозяина, что очень нужно во время охоты. Если охотник хочет, чтобы собака ходила правильным «челноком», он должен пускать ее против ветра. 
Совершенно необходимо приучить щенка плавать. Делать это надо постепенно и осторожно, не запугивая его водой̆. 
В тёплый̆ погожий̆ день охотник переходит через ручей̆ в том месте, где щенок может пройти вброд. Щенок неминуемо последует за хозяином, может быть после некоторого колебания. В жаркий̆ день эта ванна ему даже понравится. Этот прием повторяется до тех пор, пока щенок перестанет бояться воды. После этого охотник проходит через более глубокое место, где щенку надо проплыть 2—3 м. Удлиняя изо дня в день дистанцию проплыва, охотник добивается того, что щенок совершенно перестает бояться воды и охотно идет в нее. 
Теперь можно переходить к обучению подаче из воды поноски. В этом случае обучение: проводится обязательно на связке птичьих перьев. Как только собака подплыла с поноской̆ к берегу, одной̆ рукой̆ охотник берет у нее поноску, а другой̆ дает кусочек лакомства и оглаживает. В дальнейшем он отходит от берега все дальше и дальше, требуя, чтобы собака принесла ему поноску в руки. 
Вот, собственно, и все, чему следует научить молодого спаниель в эти два периода дрессировки. 


Рис. 5. Собака получает «внушение» за провинность

Возникает вопрос: сколько же раз и по сколько часов надо работать с собакой̆ в поле, чтобы выучить ее всем перечисленным выше приемам? Это зависит, во-первых, от опытности дрессировщика и, во-вторых, от характера собаки, которая не была испорчена до этого неумелым к ней̆ подходом. 
Как показывает практика, при нормальных условиях для обучения молодой̆ суки нужно пять-десять выходов в поле с работой̆ по 2 часа. Для подготовки кобелей̆, как правило, требуется затратить времени несколько больше. 
Последнее, на что хочется обратить внимание охотников, это на физическое воздействие и наказание собаки. Как правило, при дрессировке спаниель в поле ни то, ни другое не нужно. Во время же натаски иногда следует наказать собаку. 
Строгость и форма наказания зависят от характера собаки. Чем мягче характер, тем мягче должно быть наказание. Для одной̆ собаки достаточно “внушения” Конечно, не важно, что вы будете говорить. Необходимо только выдержать строгий̆ тон, заставить собаку повторить выполнение приема и потом обязательно ее поощрить. Для другой̆ собаки нет ничего хуже, когда ее в наказание возьмут к ноге на короткий̆ поводок. 
Однако, хотя и редко, попадаются спаниели с упрямым характером, к ним приходится применять даже физическое воздействие. Какая бы ни была собака по характеру, нельзя злоупотреблять наказаниями. Применять их надо осторожно, иначе результаты будут прямо противоположны желаемым. 
Как физическое воздействие можно рекомендовать в первую очередь применение ошейника-удавки. Хорошо дисциплинирует упрямых собак и привязывание на очень 
короткий̆ поводок к какому-нибудь предмету так, чтобы собака не могла ни двигаться, ни лежать. Продержав ее в таком положении 10—40 минут, охотник снова должен заставить выполнить команду, а при выполнении обязательно поощрить. 
Крайняя мера — это наказание ремнем или плёткой̆. Если и необходимо применить ее, то только тотчас после проступка собаки и в том случае, когда собака понимает свою вину. Это надо сделать один, может быть, два раза за всю жизнь собаки, но так, чтобы она почувствовала власть хозяина над собой̆. В дальнейшем одного вида плетки для собаки будет достаточно, чтобы она подчинилась требованиям охотника. Для упрямых собак нерешительные и частые наказания ремешком или прутиком приносят только вред: собака перестает их бояться и делается еще более упрямой̆. 
Натаска спаниель по дичи — третий̆ период обучения. 
Время начала натаски зависит от пола и темперамента собаки. Суки большей̆ частью принимаются за работу несколько раньше кобелей̆ (суки — с пяти-шестимесячного возраста, кобели — с восьми-десятимесячного). Правильно воспитанные щенки начинают работать раньше, пугливые — позже. Кроме того, это зависит и от происхождения собаки: щенки от хороших полевых родителей̆ способны работать по дичи раньше.